Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Чеченский государственный колледж"

ЧГК: Тренинговые занятия «Развитие групповой сплоченности», «Личностное развитие подростков»

13.12.2019

Психологические тренинги за последнее время стали одной наиболее распространенных форм психологической практики. Неэффективные неадаптивные формы поведения, как правило, неосознанны и препятствуют продуктивному формированию жизненного стиля. Из-за неспособности решения проблем у подростка возникает ощущение собственной безуспешности, беспомощности, неудовлетворенности собой. Для того чтобы избежать этого, быть успешной личностью, эффективно преодолевающей стрессы, человек должен осознавать свои возможности, объективно оценивать проблемные ситуации и развивать имеющиеся ресурсы. Развитие эмоциональной и психической устойчивости - один из ключевых аспектов личностного роста подростков. Личностное развитие подростка тесно связано с формированием самосознания в подростковом возрасте. Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может решить многие из актуальных проблем. Тренинги способствуют регуляции эмоциональных состояний, помогают в решении профессионального самоопределения, могут служить одним из вспомогательных средств для личностного развития подростков. В. Леви (российский врач-психотерапевт, психолог) в частности, писал об этом так: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше интересов, а с тем и стимулов жить: смыслового наполнения жизни, возможности анализировать, отличать одно от другого, возможности синтезировать, видеть связи событий и явлений, понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, внутренней свободы и независимости, любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно». Однако, не смотря на безусловную уникальность каждого человека, всё же необходимо развивать сплочённость группы, так, как при взаимодействии с другими людьми каждый индивидуум привносит в этот процесс свой опыт, стратегии поведения, ресурсы и возможности. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений одногруппников о том, какое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы взаимосвязи в группе, и другие важные стороны ее жизнедеятельности. Психологические тренинги, проводимые в колледже педагогом-психологом М. Закаевой направленны на развитие знаний, социальных установок, творчества, умений и опыта в области межличностного общения, устранения неэффективного психологического напряжения, формирование положительного образа «Я» и самооценки, и как следствие развитие личности. Важной положительной чертой психологического тренинга является то, что он не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, но и он ориентирует человека на осознание самого себя, помогает актуализировать подсознательную информацию о том, что нравится, а что нет, что хочется в настоящий момент, а что нежелательно, что приятно, а что не очень. Значимым критерием развития сплоченности группы является ее организационное единство, удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры. А при достаточно развитом уровне эмоциональной культуры будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.